Юго-восточная Азия
Африка
Алжир
Марокко
Тунис
ЮАР
Тайвань
Восточная Азия
Южная Азия
Юго-западная Азия

Что такое Инкотермс?

Узнайте стоимость перевозки вашего груза
Правила Инкотермс 2023: как выбрать условия поставки

Инкотермс или Incoterms – это сокращение с английского International commercial terms. Если перевести на юридический язык, то это свод правил между продавцом и покупателем в цикле международной логистики. В Инкотермс прописаны универсальные короткие коды, которые понятны всем участникам сделки.

Зачем нужен Инкотермс

Благодаря единой системе интерпретации логистические термины понимаются одинаково, стираются различия правовых систем стран-партнеров, проще заключаются международные торговые соглашения. Ответственность за актуальность Инкотермс возложена на Международную торговую палату.

Однозначность трактовки правил со стороны участников ВЭД позволяет избежать дорогостоящих ошибок и взаимных претензий. В Инкотермс ясно сформулирована ответственность каждой из сторон сделки, что снижает количество спорных и конфликтных ситуаций.

Инкотермс четко оговаривает этапы грузоперевозок, ответственность каждого из участников процесса. Правила охватывают:
1
Процесс организации транспортировки, распределение расходов на каждом этапе
2
Страхование перевозимой продукции, назначение ответственной стороны за прохождение границы, организация работ по загрузке и выгрузке
3
Переход рисков в процессе доставки от поставщика к получателю
Если все же возникнет спорная ситуация, то помогут юристы, потому что Инкотермс признается органами судебной власти в более чем 100 государствах. Суды в Америке и европейских странах при рассмотрении материалов дела будут опираться на правила и формулировки, использованные в Инкотермс.

Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга

Покупателю и продавцу нужно подобрать оптимальный базис при определении условий международной сделки, что является вопросом договоренностей. Система правил перечислена по нарастанию обязанностей и ответственности обеих сторон в группах от Е до D:

  • Е – самовывоз, почти все риски несет покупатель.
  • F – продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, покупатель – за растаможку и доставку;
  • С – продавец организует транспортировку, снимая с себя ответственность в момент передачи груза перевозчику;
  • D – вариант доставки "под ключ", когда продавец несет ответственность на всех этапах доставки до момента передачи груза покупателю.
Например, EXW – это наименование базиса поставки. В таком случае покупатель сам забирает товар со склада продавца. Читайте подробней о группах ниже.
Базис группы Е

1. EXW – Ex works – "Франко завод". Что значит приставка "Франко"? Образована от итальянского слова franco – свободный. Это означает, что с продавца снимается ответственность, когда покупатель забирает товар на заводе.

Единственная обязанность продавца: передать вовремя товар покупателю на своем заводе или складе. У покупателя обязанностей значительно больше:
  • Получить груз на заводе.
  • Загрузить на свой транспорт.
  • Пройти иностранную и отечественную таможню.
  • Доставить без повреждений груз к месту разгрузки.
  • Разгрузить.
Может ли поставщик продукции помочь с загрузкой товара? Да, такая услуга предусмотрена, но не носит обязательный характер. При составлении всех договоренностей лучше прописать, кто и как будет осуществлять загрузку.

Важно отметить, что покупатель должен самостоятельно пройти все сертификационные и таможенные операции на иностранной границе.

Базис группы F

2. FCA – Free Carrier – "Франко перевозчик". Очень популярное правило, потому что оно используется примерно в 50% случаев при заключении контрактов на автоперевозку грузов. На условиях FCA список обязательств продавца расширяется: согласовать прохождение иностранной таможни, произвести оплату таможенных пошлин, загрузить товар представителю от покупателя и сделать отметку о передаче в товаросопроводительных документах.

Что должен сделать покупатель:
1
Наладить и оплатить перевозку груза в свою страну
2
Уплатить таможенные пошлины на ввоз
3
Разгрузить
В какой момент происходит переход рисков от поставщика к покупателю? Как только завершены таможенные операции, направленные на вывоз продукции.

3. FAS – Free alongside ship – "Свободно вдоль борта". Данный базис подходит исключительно для морских грузоперевозок. Переход рисков от производителя к покупателю происходит, когда груз размещают на причале, рядом с судном.

Стороны должны договориться о точном месте размещения контейнера. Это важно для информирования перевозчика о месте забора груза.

В обязанности продавца входит: оплатить таможенные пошлины на вывоз, оплатить необходимые таможенные процедуры и доставить груз-контейнер к кораблю перевозчика. С своей стороны покупатель должен сделать следующее:
1
Загрузить контейнер на судно
2
Оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз
3
Доставить груз к месту разгрузки
4
Разгрузить
FAS на практике применяют мало. Из его условий следует, что продавец должен разместить контейнер не просто на складе порта, а непосредственно у борта определенного судна. Главная сложность – это состыковать время доставки контейнера и время прибытия судна в порт. За хранение груза на контейнерном терминале одной из сторон придется доплачивать.

4. FOB – Free on board – "Свободно на борту". Это тоже правило транспортировки груза по воде. Все риски переходят от поставщика к покупателю, когда сделана отметка о принятии груза в коносаменте. Данный документ предписывает морскому перевозчику нести ответственность за полученный контейнер и накладывает обязательство доставить его получателю.

Что должен сделать продавец: осуществить перевозку груза до судна, осуществить погрузку и размещение тары, оплатить пошлины на таможенные процедуры и вывоз.

Что входит в обязанности покупателя:
1
Доставить груз на свою территорию
2
Оплатить пошлины на ввоз и таможенные процедуры
3
Организовать приемку и разгрузку
Базис группы С

5. CFR – Cost & Freight – "Стоимость и фрахт". Это еще один водный базис. Риски переходят от продавца к покупателю во время размещения груза на корабле. Например, вы экспортируете игрушки из Архангельска в Данию с базисом поставки CFR Denmark Copenhagen (Incoterms 2020). В таком случае в цену поставки уже включены ваши траты на экспортные таможенные процедуры, транспортировка игрушек в контейнере до порта Архангельска, погрузка контейнера на корабль и фрахт – доставка морем до порта Копенгагена.

Что входит в обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, загрузить товар на корабль, доставить в порт к покупателю.

Что должен сделать покупатель:
1
Принять контейнер с товаром и разгрузить
2
Оплатить пошлины на ввоз и таможенные процедуры
6. CIF – Cost Insurance and Freight – "Страхование и фрахт". Последнее правило по организации перевозки водным видом транспорта. Ключевая разница от прошлого условия поставки заключается в том, что продавец должен застраховать груз. Если товар деформируется, испортится, утонет, то покупатель получит денежную компенсацию от страховой компании. Момент перехода рисков от поставщика к покупателю – это передача товара на корабль в порту.

Что входит в обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, сделать страховку на груз, организовать загрузку контейнера на корабль и доставить в порт к получателю.

Что должен сделать покупатель:
1
Произвести оплату таможенных процедур и пошлин на ввоз
2
Обеспечить своевременную разгрузку
Необходимо подчеркнуть: с момента размещения контейнера на корабле вся ответственность за груз переходит на покупателя. В случае непредвиденных обстоятельств с товаром все общение со страховым агентом будет возложено на него.

7. CIP – Carriage and Insurance Paid to – "Перевозка и страхование оплачены до". Переход ответственности от продавца к покупателю происходит, когда продавец передал товар перевозчику. Данное правило похоже на CIF с той разницей, что его используют еще при перевозках по суше и по воздуху.

В CIP и CIF определено, что поставщик обязан застраховать груз. Во всех других базисах это не проясняется, поэтому следует отдельно прописать в контракте.

Что должен сделать продавец: застраховать груз, оплатить пошлины на вывоз и таможенные процедуры, погрузить груз на транспортное средство, доставить покупателю.

Обязанности покупателя:
1
Оплатить пошлины на ввоз и таможенные процедуры
2
Разгрузить
8. CPT – Carriage Paid To – "Перевозка оплачена до". СРТ идентичен CIP, но продавец не должен страховать груз. Переход ответственности от продавца к покупателю происходит, когда груз передан перевозчику.

Следует учитывать: правила СРТ позволяют продавцу не платить за разгрузку и ее организацию. Организация разгрузки – дело покупателя. Но в авиаперевозках есть и свои нюансы: стоимость работ по выгрузке товара из самолета уже заложена в тариф на транспортировку. Если бы этого условия не было, то самолеты могли бы днями стоять на терминалах в ожидании разгрузки.

Что должен сделать продавец: оплатить пошлины на вывоз и таможенные процедуры, загрузить товар на транспортное средство и доставить покупателю.

Обязанности покупателя:
1
Оплатить пошлины на ввоз и таможенные процедуры
2
Разгрузить
*Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подпишись на рассылку
Чтобы не упустить полезные статьи и важные новости о грузоперевозках!
Базис группы D

9. DAP – Delivered At Point – "Поставка в пункте". Все риски от продавца к покупателю переходят, когда последний "встречает" свой груз в условленном пункте назначения.

В обязанности продавца входит оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, обеспечить перевозку груза к месту назначения.

Что свой стороны должен сделать покупатель:
1
Оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз
2
Обеспечить своевременную разгрузку
Ключевая разница между правилами СРТ и DAP в том, ответственность за груз происходит на разных стадиях перевозки. Если исходить из условий DAP, то поставщик должен отвечать за товар до тех пор, пока покупатель не зафиксирует факт его получения в согласованном месте прибытия.

10. DPU – Delivered Named Place Unloaded – "Поставка на место выгрузки". Риски от продавца к покупателю переходят, когда первый произвел разгрузку и передал товар покупателю.

Что должен сделать продавец: оплатить пошлины на вывоз и таможенные процедуры, перевезти груз в место назначения и разгрузить.

Обязанности покупателя: оплатить пошлины на ввоз и таможенные процедуры.

DPU – уникальный базис в том плане, что обязанностью продавца является разгрузка товара в стране покупателя. Если на разгрузке возникнут проблемы, то отвечать должен поставщик товара.

11. DDP – Delivered Duty Paid – "Поставка с уплатой пошлин". Риски от поставщика к покупателю переходят после передачи растаможенного груза покупателю.

Что должен сделать продавец: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз и ввоз, доставить товар покупателю к месту назначения. Обязанность покупателя: принять и разгрузить товар.

Вероятно, самый предпочтительный базис для покупателя. Но следует учитывать, что выгрузка товара не является обязанностью продавца.

Что нужно знать про страховой полис

Большая часть базисов не содержит исчерпывающую информацию о том, кто должен страховать товар. Все принципы о страховании груза поставщик и покупатель могут прописать в договоре на поставку.

Страховой полис – документ, подтверждающий заключение договора страхования груза, которым регулярно пользуются в международных перевозках. Таможенные органы регулируют товарооборот и в ряде стран могут запросить страховой полис, чтобы проверить сведения по внесенным платежам и заполненным декларациям.

Важно помнить, что в условиях поставки CIP и CIF страховать товар обязан продавец. Страховой полис – это защита от финансовых потерь и безопасность партнерских взаимоотношений.

Что нужно указать в страховом полисе:
1
Страхователь
2
Стоимость и количество товаров
3
Номер рейса, по которому следует груз
3
Номер рейса, по которому следует груз
4
Сумма компенсации при наступлении страхового случая
Обязательно перепроверьте заполненный полис – все должно быть верно
Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс

Оба участника сделки, покупатель и продавец, могут выбрать такие базисные условия, которые будут однозначно отражать правила поставки товара.

Например, в прошлом был популярен DAT – договор на импорт, принятый в Инкотермс 2010. Delivered at Terminal или поставка в терминал – так расшифровывается данный базис. Сейчас вместо него составлен DPU с практически идентичными условиями сделки. Новая версия условий сделки позволяет покупателю и продавцу более свободно определять место для передачи груза. И теперь его можно передать в абсолютно любом месте, хоть в лесу.

Есть еще один базис-ветеран, прописанный в Инкотермс 2000, с аббревиатурой DAF – Delivered at Frontier. По нему осуществляли поставку товара до границы. Это означало, что место передачи товара было именно на границе между странами. DAF наиболее часто использовали при железнодорожных и автомобильных перевозках. Он комфортен для понятного распределения рисков между участниками ВЭД.

Какой базис выбрать покупателю

Условие поставки определяет конечную стоимость транспортировки груза. Когда вы заключаете договор по правилу EXW, продавец закладывает в окончательную стоимость только цену товара. Все прочие расходы ложатся на плечи покупателя. Преимущество в том, что есть свобода выбора по части страхования и определения маршрута перевозки: можно подобрать бюджетный вариант.

Если, допустим, купить аналогичный товар, но на условиях базисов DDP, DAP и DPU, то конечная сумма сделки будет выше.

Для новичков. На старте карьеры логиста-международника проще заключать договоры, применяя правила группы D. В таком случае получится избежать массы проблем, так как поставщик большую часть вопросов решит самостоятельно.

Есть существенный минус: мало свободы для личного участия. У вас не получится подобрать более дешевый вариант доставки, чтобы снизить издержки. Продавец повезет товар так, как удобно прежде всего ему, а не дешевле вам.

Помните: нет такого базиса, который был бы абсолютным гарантом отсутствия проблем. Действовать на ощупь в мировой торговле – это колоссальный риск.

Штрафы за ошибки при подачи оформлении документов настолько внушительные, что могут достигать двукратной стоимости груза и доходить до его полной конфискации.

На начальном этапе создания логистических цепочек под импорт рекомендуем обратиться к профессиональным логистам компании Modern Way. Оставьте свои данные, чтобы правильно оформить сделку и не потерять миллионы из-за формальных ошибок.

Для уверенного импортера. Все базисы, в которых доставку осуществляет покупатель подойдут уверенным импортерам. Они смогут выстроить транспортировку оптимальным образом, что в конечном счете позволит сэкономить на доставке. Вы сможете использовать условия доставки FOB, FAS, EXW, когда наберетесь опыта в международной логистике и научитесь объективно взвешивать свои возможности.

Базисы групп E, F и С потребуют от вас собрать договора на таможенное оформление, на доставку, погрузку и разгрузку товаров, страхование. Если какой-то из этих пунктов не указан в контракте, то он становится дополнительной статьей расходов для покупателя.

Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки ценят прозрачность и надежность. Поэтому кредитная организация предпочтет, чтобы в контракте заранее были прописаны все расходы. Вероятней всего, условия доставки DAT, DPU и DAP будут наиболее предпочтительны для кредитора при транспортировке товаров из другой страны.

Осторожному импортеру. Правила группы С подразумевают равномерное соотношение рисков, например CIP и CIF. Все риски переходят на покупателя, когда перевозчик забрал груз у продавца. И казалось бы, это плохо. Впереди еще путь через границу до места разгрузки и неизвестно, что может произойти. Однако поставщик за свои средства оплачивает страховку груза: при наступлении страхового случая убытки будут компенсированы.

Какой базис выбрать продавцу

Экспортером является, как правило та же компания, что производит товар. Зачастую у производителей экспортной продукции не развит отдел по ведению внешнеэкономической деятельности. По этой причине обычно продавцу выгоднее и проще, чтобы покупатель самостоятельно организовал перевозку груза и взял на себя большую часть ответственности.

Оптимальный вариант для продавца может выглядеть так: отгрузка товара перевозчику и решение вопроса с таможенным оформлением на экспорт. Что будет дальше – поставщика уже не касается. Под такую логику построения процесса подходят базисы: FCA, FOB.

Если иностранному партнеру все же необходимо упростить работу по доставке, то компромиссным решением может стать правило СРТ – товар застрахован и перевезен к конкретному месту. СРТ пригоден для всех видов перевозки, кроме морского.

Какие базисы подходят для разных видов транспорта

Поделим базисы на две основные группы: универсальные правила поставки – подходят для любого вида транспорта и правила для морского и внутреннего водного транспорта.

Универсальные правила позволяют нам договориться с продавцом или покупателем на условия доставки вне зависимости от того, сколько нужно видов транспорта. Такими условиями являются: EXW – "Франко завод", FCA – "Франко перевозчик", CPT – "Перевозка оплачена до…", CIP – "Перевозка и страхование оплачены до", DPU – "Поставка на место выгрузки", DAP – "Поставка в место назначения", DDP – "Поставка с уплатой пошлин".

Отдельно скажем о правилах доставки для морского и внутреннего водного транспорта, так как при правильном подходе транспортировка таким способом получается наиболее выгодной: FAS – "Свободно вдоль борта судна", FOB – "Свободно на борту", CFR – "Стоимость и фрахт", CIF – "Стоимость, страхование и фрахт".

Базисы Инкотермс сильно упрощают понимание условий поставки для участников международной торговли. Они фиксируют момент перехода рисков. Это позволяет избежать разногласий между покупателем и продавцом, а также минимизировать издержки.

Заполните ниже заявку и вы получите консультацию международного специалиста компании Modern Way по выбору базиса перевозки.
свяжитесь с нашим специалистом
Чтобы задать дополнительные вопросы,
ВСЕ УСЛУГИ