Оставьте свои контакты и мы Вам перезвоним!
Ваши данные в безопасности и не будут переданы третьим лицам
Заполните форму для быстрого расчета
Ваши данные в безопасности и не будут переданы третьим лицам

Нужна помощь? Оставьте контактный номер
для связи и наш менеджер свяжется
с вами в ближайшее время

ЧТО ТАКОЕ ИНКОТЕРМС?

Incoterms (Инкотермс)- сокращенное от англ. International commercial terms. В переводе с юридического сленга означает перечень обозначений, используемых в правилах коммуникации между продавцом и покупателем в процессе логистики. Для удобства контрагенты указывают в договорах короткие коды, понятные всем участникам сделки. Коды берутся в Инкотермс.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНКОТЕРМС?

Создание и поддержание актуальности Инкотермс – юрисдикция международной торговой палаты. Документ избавляет от неопределенности в толковании логистических терминов, нивелирует различия в законодательстве разных стран, минимизирует сложности перевода в процессе заключения международных договоров.

Коды Инкотермс, используемые в договорах, исключают ошибочное понимание условий, четко обозначают ответственность сторон, снижают риски споров, обращений в арбитраж. Правила Инкотермс избавляют участников сделок от дорогостоящих ошибок, укрепляют доверие бизнеса к ВЭД.

Инкотермс четко оговаривает этапы грузоперевозок, ответственность каждого из участников процесса. Правила охватывают:

  1. Процесс организации транспортировки, распределение расходов на каждом этапе. Четко прописывается – кто, каким образом и в какое время заказывает услуги логистов, кто ответственный за пересечение таможни, когда и за что платит поставщик и покупатель.

  2. Переход рисков в процессе доставки от поставщика к получателю. Учитывается, до какой стадии и кто конкретно отвечает за ТМЦ, кто будет отвечать за вероятную порчу, утерю товаров.
Учитывая универсальность Инкотермс и стандартизацию международных договоров купли-продажи, покупатели и продавцы из разных стран без проблем понимают друг друга. По необходимости можно обращаться к юристам – Инкотермс признается судебными инстанциями в более чем 100 государствах. Американские, европейские суды при рассмотрении претензий по нарушению условий контракта будут руководствоваться разъяснениями, оговоренными в Инкотермс.

Необходимость в общей терминологии становится очевидной, когда появляется задача грузоперевозок через несколько стран, каждый раз сталкиваясь с разными законами. Без общего свода правил процесс стал бы в разы сложнее и дольше.

Как правило поставки прописывается в документах

Основные моменты поставки прописываются в договоре, счете-инвойсе, спецификациях на товары. Все перечисленные документы содержат подобие EXW Guangzhou China (Incoterms 2010). EXW в такой надписи означает название базиса (самовывоз). Речь о том, что получатель своими силами вывозит товар со склада поставщика. За названием базиса следует название пункта передачи товаров (Гуанчжоу, Китай). Далее указывается свод правил, откуда взят базис - Incoterms 2010. Каждое десятилетие с момента первой редакции правил выпускается новая версия, соответственно - Инкотермс 1990, 2000, и до Инкотермс 2020. Выпуск документа в новой редакции не означает, что предыдущие версии потеряли актуальность. В договоре может использоваться любой перечень, что и обозначается в документах на поставку.

Как работает Инкотермс

В случае, когда поставщик не планирует заниматься поставкой товара, он заключает договор на базисе поставки EXW. Покупатель самостоятельно вывозит продукцию со склада, принимая ответственность за уплату пошлин, растаможку, прочие процедуры.

Если покупатель выступает реализатором товаров, но не планирует заниматься логистикой, в договоре на поставку прописывается базис DDP. Это буквально означает «товар доставлен с уплатой пошлин». Базис обязывает поставщика организовать логистику, документирование, сопровождение груза до пункта назначения, обозначенного в контракте.

Еще один вариант базиса поставки – FOB. Правила обязывают поставщика отвечать за товар до погрузки на судно покупателя. С этого момента получатель несет материальную ответственность за все риски, связанные с грузоперевозкой.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ/БАЗИСЫ ИНКОТЕРМС

Базис поставки выбирается участникам сделки на переговорах. Перечень распределяет все базисы по группам от Е до D по мере нарастания рисков, обязанностей продавца (поставщика):

  • Е – риски на покупателе;

  • F – продавец отвечает за таможню в своем государстве, покупатель – за растаможку и доставку;

  • C – продавец организует транспортировку, снимая с себя ответственность в момент передаче ТМЦ перевозчику;

  • D – аналог доставки «под ключ», когда продавец несет ответственность практически за все этапы транспортировки до передачи груза получателю.
Для морских грузоперевозок используются базисы CFR, CIF, FAS и FOB. Все остальные в перечне Инкотермс универсальные. В каждом варианте – свои нюансы, описанные ниже.
EXW
Продавец обязуется выдать товар получателю на собственном объекте (склад, фабрика). Покупатель должен забрать товары, погрузить на транспорт, пройти таможню в стране поставщика, организовать доставку в свое государство, разгрузку и растаможку товара. Получатель принимает все риски в момент передачи ему товара. Импортерам рекомендуется использовать этот базис только при условии, что есть возможность организовать доставку своими силами.
FCA
Продавец отвечает за уплату таможенных пошлин на экспорт, отгрузку ТМЦ транспортной компании, выбранной покупателем, фиксацию акта передачи в транспортных накладных. Покупатель обязуется организовать и финансировать импортную грузоперевозку, разгрузить товары по прибытию и уплатить пошлины на ввоз. Риски переходят от поставщика к получателю в момент передачи груза первым перевозчику. Популярный базис используется в более 50% сделок.
FAS
Используется в доставках грузов морем. Продавец берет на себя оплату таможенных процедур, экспорта. Также организует доставку до судна получателя. Последний отвечает за погрузку товаров на борт, доставку и разгрузку в пункте назначения, оплату импорта и таможенных процедур. Риски переходят от продавца к покупателю в момент размещения ТМЦ на причале (у борта морского судна).
FOB
Базис используется в морских грузоперевозках. Продавец оплачивает таможенные процедуры, пошлину на экспорт. Также в его обязанности входит транспортировка в порт и погрузка на борт судна покупателя. Последний организует доставку и разгрузку в своей стране, оплачивает таможенные процедуры и пошлины на импорт. Риски переходят от поставщика к получателю в момент погрузки на борт (фиксируется в коносаменте).
CFR
Применяется в морских грузоперевозках. Поставщик оплачивает процедуры на таможне в своей стране, пошлины на экспорт. Другие обязанности: погрузка товаров на борт и доставка в порт, указанный покупателем. Получатель отвечает за разгрузку контейнеров в пункте назначения, оплату пошлин на импорт, таможенных процедур. Риски от продавца к покупателю переходят в момент загрузки товаров на борт.
CIF
«Морской» базис. Предусматривает уплату транспортных расходов продавцом. Он же страхует груз, оплачивает пошлину на экспорт и таможенное документирование, погружает товары на борт и доставляет в порт, указанный покупателем в договоре. Получатель отвечает за разгрузку, уплату пошлин на импорт и стоимости таможенных процедур. Риски от продавца к покупателю переходят в момент размещения грузов на борту в стране отправки.
CIP
Продавец страхует груз, грузит на ТС, доставляет получателю, оплачивает процедуры на таможне и экспортные пошлины. Покупатель разгружает транспорт, уплачивает импортные пошлины и таможенные процедуры. В отличие от предыдущего базиса, этот подходит не только для морских грузоперевозок, но для доставки по суше, воздуху.
DAP
Продавец оплачивает процедуры на таможне, экспортные пошлины. Доставляет товары в пункт назначения, обозначенный покупателем. Последний организует разгрузку ТС, оплачивает таможенные процедуры, импорт. Риски переходят от поставщика к получателю в пункте назначения.
DPU
Продавец обязуется оплатить все процедуры на таможне, экспортные пошлины. Доставляет груз получателю в обозначенный пункт поставки, разгружает. Покупатель только оплачивает импортные пошлины и таможенные процедуры в своей стране. Риски переходят от поставщика к контрагенту после разгрузки и передачи товара получателю.
DDP
Продавец уплачивает экспортные, импортные пошлины. Отвечает за грузоперевозку в пункт назначения, оговоренный контрактом. От покупателя требуется только организовать разгрузку ТС и приемку товара. Риски переходят к покупателю после растаможки в момент передачи ТМЦ.

Как Инкотермс применяется в России

Начиная с 2012 года, на территории России официально признается Инкотермс. Решение принято правлением Торгово-промышленной палаты. При рассмотрении споров, даже если Инкотермс не прописаны в контракте купли-продажи, суд может руководствоваться международными правилами, принимая решение. Российские арбитражные суды часто ссылаются в своих решениях на Инкотермс, даже если стороны не изъявляют желания применять нормы к делу.

О чем стоит помнить, заключая сделку по Инкотермс

Указанные в Инкотермс рекомендации не заменяют продуманные условия контракта купли-продажи, лишь уточняют некоторые моменты, касающиеся логистической цепочки транспортировки груза.

Правилами Инкотермс нельзя руководствоваться для выяснения момента передачи прав собственности. По действующим в России законам, даже по факту передачи товара от продавца покупателю, последний не получает вместе с этим право собственности. Важно учитывать этот момент при импортных операциях. Собственностью покупателя товар станет только после таможенной очистки. Поэтому, не считая прописанного в Инкотермс порядка, юридические компании рекомендуют своим клиентам обязательно включать в контракт условия перехода прав собственности. Стандартно, покупатель наделяется такими правами, как только товар выпускается в свободное обращение в России.

Международный свод правил Инкотермс не противоречит российскому законодательству, но и не может заменить существующие статьи. В России декларированием грузов занимаются исключительно резиденты, поэтому импортеры (покупатель либо таможенный представитель) оформляют таможенные документы на себя. Поэтому применить такой базис, как DDP (ответственность только на продавце) в России сложно, а иногда и невозможно.

Инкотермс касается только логистики. Остальные условия сделки – качество и стоимость товара, способы и сроки оплаты – регламентируются иными документами.

Заключая контракт с продавцом, стоит выбирать базис Инкотермс, не противоречащий здравому смыслу. Когда требуется доставить скоропортящийся груз, схема поставки должна включать ответственность того участника сделки, у которого есть соответствующие мощности для реализации процесса.

Стоит помнить, что свод правил и рекомендаций регулярно дополняется. В 2020 г. нововведения коснулись таких моментов:

  1. Язык документа стал предельно понятным и доступным за счет введенных инфографиков.

  2. Некоторые названия базисов изменились. Вместо DAT используется DPU, что фактически означает поставку не до таможенного терминала, а до места с разгрузкой. Терминал не упоминается, чтобы сторонам было проще договориться.

  3. Контракты, ссылающиеся на Инкотермс 2020, обязательно содержат требования по части безопасности грузоперевозок (кто проверяет контейнеры до отправки, кто несет ответственность и др.).
Выбор, какую версию Инкотермс использовать, остается за участниками сделки. Главное – указать в контракте вариант, устраивающий все стороны.


ВСЕ УСЛУГИ