Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс
Оба участника сделки, покупатель и продавец, могут выбрать такие базисные условия, которые будут однозначно отражать правила поставки товара.
Например, в прошлом был популярен DAT – договор на импорт, принятый в Инкотермс 2010. Delivered at Terminal или поставка в терминал – так расшифровывается данный базис. Сейчас вместо него составлен DPU с практически идентичными условиями сделки. Новая версия условий сделки позволяет покупателю и продавцу более свободно определять место для передачи груза. И теперь его можно передать в абсолютно любом месте, хоть в лесу.
Есть еще один базис-ветеран, прописанный в Инкотермс 2000, с аббревиатурой DAF – Delivered at Frontier. По нему осуществляли поставку товара до границы. Это означало, что место передачи товара было именно на границе между странами. DAF наиболее часто использовали при железнодорожных и автомобильных перевозках. Он комфортен для понятного распределения рисков между участниками ВЭД.
Какой базис выбрать покупателю
Условие поставки определяет конечную стоимость транспортировки груза. Когда вы заключаете договор по правилу EXW, продавец закладывает в окончательную стоимость только цену товара. Все прочие расходы ложатся на плечи покупателя. Преимущество в том, что есть свобода выбора по части страхования и определения маршрута перевозки: можно подобрать бюджетный вариант.
Если, допустим, купить аналогичный товар, но на условиях базисов DDP, DAP и DPU, то конечная сумма сделки будет выше.
Для новичков. На старте карьеры логиста-международника проще заключать договоры, применяя правила группы D. В таком случае получится избежать массы проблем, так как поставщик большую часть вопросов решит самостоятельно.
Есть существенный минус: мало свободы для личного участия. У вас не получится подобрать более дешевый вариант доставки, чтобы снизить издержки. Продавец повезет товар так, как удобно прежде всего ему, а не дешевле вам.
Помните: нет такого базиса, который был бы абсолютным гарантом отсутствия проблем. Действовать на ощупь в мировой торговле – это колоссальный риск.
Штрафы за ошибки при подачи оформлении документов настолько внушительные, что могут достигать двукратной стоимости груза и доходить до его полной конфискации.
На начальном этапе создания логистических цепочек под импорт рекомендуем обратиться к профессиональным логистам компании Modern Way. Оставьте свои данные, чтобы правильно оформить сделку и не потерять миллионы из-за формальных ошибок.
Для уверенного импортера. Все базисы, в которых доставку осуществляет покупатель подойдут уверенным импортерам. Они смогут выстроить транспортировку оптимальным образом, что в конечном счете позволит сэкономить на доставке. Вы сможете использовать условия доставки FOB, FAS, EXW, когда наберетесь опыта в международной логистике и научитесь объективно взвешивать свои возможности.
Базисы групп E, F и С потребуют от вас собрать договора на таможенное оформление, на доставку, погрузку и разгрузку товаров, страхование. Если какой-то из этих пунктов не указан в контракте, то он становится дополнительной статьей расходов для покупателя.
Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки ценят прозрачность и надежность. Поэтому кредитная организация предпочтет, чтобы в контракте заранее были прописаны все расходы. Вероятней всего, условия доставки DAT, DPU и DAP будут наиболее предпочтительны для кредитора при транспортировке товаров из другой страны.
Осторожному импортеру. Правила группы С подразумевают равномерное соотношение рисков, например CIP и CIF. Все риски переходят на покупателя, когда перевозчик забрал груз у продавца. И казалось бы, это плохо. Впереди еще путь через границу до места разгрузки и неизвестно, что может произойти. Однако поставщик за свои средства оплачивает страховку груза: при наступлении страхового случая убытки будут компенсированы.
Какой базис выбрать продавцу
Экспортером является, как правило та же компания, что производит товар. Зачастую у производителей экспортной продукции не развит отдел по ведению внешнеэкономической деятельности. По этой причине обычно продавцу выгоднее и проще, чтобы покупатель самостоятельно организовал перевозку груза и взял на себя большую часть ответственности.
Оптимальный вариант для продавца может выглядеть так: отгрузка товара перевозчику и решение вопроса с таможенным оформлением на экспорт. Что будет дальше – поставщика уже не касается. Под такую логику построения процесса подходят базисы: FCA, FOB.
Если иностранному партнеру все же необходимо упростить работу по доставке, то компромиссным решением может стать правило СРТ – товар застрахован и перевезен к конкретному месту. СРТ пригоден для всех видов перевозки, кроме морского.
Какие базисы подходят для разных видов транспорта
Поделим базисы на две основные группы: универсальные правила поставки – подходят для любого вида транспорта и правила для морского и внутреннего водного транспорта.
Универсальные правила позволяют нам договориться с продавцом или покупателем на условия доставки вне зависимости от того, сколько нужно видов транспорта. Такими условиями являются: EXW – "Франко завод", FCA – "Франко перевозчик", CPT – "Перевозка оплачена до…", CIP – "Перевозка и страхование оплачены до", DPU – "Поставка на место выгрузки", DAP – "Поставка в место назначения", DDP – "Поставка с уплатой пошлин".
Отдельно скажем о правилах доставки для морского и внутреннего водного транспорта, так как при правильном подходе транспортировка таким способом получается наиболее выгодной: FAS – "Свободно вдоль борта судна", FOB – "Свободно на борту", CFR – "Стоимость и фрахт", CIF – "Стоимость, страхование и фрахт".
Базисы Инкотермс сильно упрощают понимание условий поставки для участников международной торговли. Они фиксируют момент перехода рисков. Это позволяет избежать разногласий между покупателем и продавцом, а также минимизировать издержки.
Заполните ниже заявку и вы получите консультацию международного специалиста компании Modern Way по выбору базиса перевозки.