Работаем только с юридическими лицами

Что такое ИДК —
инспекционно-досмотровый комплекс

Вопрос безопасности – один из основных, когда речь идет о транспортировке грузов между государственными границами. Чтобы предотвратить теракты и контрабанду запрещенных предметов, все грузы тщательно досматриваются. О том, как устроен этот процесс в современных реалиях и какие технические средства при этом используют подробно разберем в статье.
Что такое ИДК?

Инспекционно-досмотровые комплексы – это совокупность технических решений, которые позволяют узнать о содержимом груза. Благодаря своей конструкции, вскрытие контейнеров не требуется – за несколько минут аппаратура выводит на экран изображение того, что находится внутри объекта сканирования.

В основе большинства подобных решений лежат продвинутые технологии, которые позволяют «просветить» объект и узнать количество груза, его форму, а главное – обнаружить скрытые предметы. На данном этапе развития, ИДК все-таки требует участия со стороны человека, который сравнивает полученное изображение с документацией и осуществляет контроль.
История создания

Во всём мире подобные комплексы применяются уже два-три десятилетия. Серьезный скачок в развитии технологии произошёл после терактов 11 сентября 2001 года в США. Лидерами в производстве подобных комплексов являются Германия и Китай. Немецкие специалисты разработали систему «Heiman System», которая позволяла досматривать до 30 машин в час.

Первые эксперименты по внедрению ИДК на российской таможне прошли в 2002 году. Тогда на финской границе установили комплекс «HCV-Mobile». Через два года аналогичная аппаратура заработала на границе с Украиной. В том же году ФТС приняла Концепцию создания системы контроля крупногабаритных грузов, это положило начало повсеместному оснащению пропускных пунктов современными ИДК.
Виды ИДК

Параметры пропускной зоны и разнообразные потребности контрольных органов повлияли на создание нескольких основных разновидностей ИДК:
  • стационарные (энергетика 8-9 МэВ);
  • легковозводимые (энергетика 5-6 МэВ);
  • мобильные (с энергетика 2,5-4 МэВ)..

Также комплексы отличаются типом излучения, которое используется в их конструкции:
  • рентгеновское излучение;
  • гамма-излучение.

Каждая разновидность подобных технических средств подходит для решения определенной специфической задачи и может содержать разный набор условий использования. Ниже рассмотрим основные области применения каждого отдельного вида ИДК.
Стационарные ИДК
Стационарный комплекс – это целое здание, досмотровый тоннель окружен бетонными стенами. Безопасная зона позволяет оградить людей от рентгеновских лучей. Эти ИДК возводят в особенно больших морских портах, пунктах пропуска железнодорожных составов, аэропортах и автопереходов.
Легковозводимые ИДК
Эти инспекционно-досмотровые комплексы строятся на основе нескольких модулей. Причем как само здание, так и к излучающее оборудование. Разобрать и собрать такую аппаратуру на новом месте можно минимум за три дня. Их чаще используют на автомобильных пропускных пунктах.
*Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подпишись на рассылку
Чтобы не упустить полезные статьи и важные новости о грузоперевозках!
Мобильные ИДК
Мобильный инспекционный досмотровый комплекс (МИДК) можно развернуть всего за 15 минут, перевозя ее в нужный транспортный узел или таможенный пункт. Питание комплекс может получать как от дизель-генератора, так и от стационарной электрической сети. В основном, МИДК работают с небольшими объемами и позволяет досматривать до 20 объектов в час.
Другие виды ИДК
Подобная техника имеет вариации, предназначенные для осмотра железнодорожных вагонов и авиаконтейнеров без вскрытия. Их конструкция несколько отличается от обычных. Обычно подобное оборудование работает на энергиях около 6 МэВ.Местом их размещения может быть аэропорт или пункт досмотра железнодорожных составов.
Принцип работы ИДК

В основе технологии лежат ионизирующие лучи (гамма-кванты или рентгеновские), они способны проникать почти сквозь любой объект. При этом часть излучения поглощается материей, с учетом ее атомной структуры и плотности вещества. В момент снимка, оставшиеся частицы регистрируются специальной панелью с другой стороны от излучателя.

Получается своеобразный «негатив» на котором фиксируется все содержимое объекта. Принцип тут такой же, как при рентгеновском снимке в больнице. Такие цифровые изображения позволяют почти моментально определить наличие наркотика, оружие, взрывное устройство. Даже если злоумышленник спрятал все это в конструкцию транспортного средства или контейнера.
Устройство ИДК

Обычно, радиометрический комплекс состоит из следующих элементов:
  1. генератор излучения;
  2. детекторы;
  3. стальная рама (портал), которая перемещается по периметру досматриваемого объекта;
  4. компьютерная система управления и визуализации;
  5. система бесперебойного электропитания;
  6. система радиационной безопасности;
  7. видеонаблюдение, чтобы оператор мог видеть происходящее в тоннеле сканирования;
  8. подсистемы связи, безопасности и пожарного оповещения.
Узнайте стоимость перевозки вашего груза
Основные задачи ИДК

  • ускорить процедуру досмотра;
  • увеличить объемы пропускаемых товаров;
  • сократить время оформления;
  • увеличить качеств проверки;
  • повысить итоговое количество таможенных сборов в бюджет;
  • эффективно определять оружие, наркотики, контрабанду и другие запрещенные предметы.

Плюсы использования ИДК на таможне

Прохождение таможни после распространения ИДК стало намного быстрее и удобней для всех участников процесса. Кроме того, внедрение этой технологии принесло массу других преимуществ:

  • значительно увеличилась скорость досмотра поездов;
  • проверка происходит без необходимости вскрывать контейнер при досмотре;
  • проверять соответствие груза документам можно автоматически;
  • максимально эффективно можно выявлять запрещенные предметы;
  • использовать комплексы можно при любых погодных условиях.
Итоги работы ИДК на таможенных пунктах России

Хотя стоимость производства и покупки ИДК высока (порядка 100-200 млн рублей), на деле эти суммы очень быстро окупаются, поскольку подобные комплексы – отличное средство выявления контрабанды. Так, например, только таможня Уссурийска за последний месяц 2022 года конфисковала более 12 тонн запрещенных товаров на сумму свыше 30 млн рублей, используя технический потенциал ИДК. Поскольку таким оборудованием оснащен почти каждый значимый пропускной пункт, эффективность работы ФТС повышается.

На российских границах в данный момент работают более 15 стационарных и около 50 мобильных ИДК. Причём некоторые из них – комплексы российского производства, в основе которых автомобиль КАМАЗ. В таможенном управлении говорят об активном развитии искусственного интеллекта, который сможет без участия человека анализировать полученное при досмотре изображение. Эту технологию планируют внедрить уже в 2024 году.
свяжитесь с нашим специалистом
Чтобы задать дополнительные вопросы,
ВСЕ УСЛУГИ