Контейнерные терминалы России в цифрах и фактах
Ввиду растущей популярности контейнеров как оборотной тары для транспортировки разного рода грузов, большое значение для торговли с другими странами, в том числе с Китаем, имеет развитие инфраструктуры для контейнерных перевозок. Морской контейнерный терминал является буферной зоной, где происходит погрузка и разгрузка контейнеров, а также дальнейшая их отправка для доставки по железнодорожным путям или автомобильным дорогам до конечного потребителя или до следующего транспортного узла.
Самый крупный терминал для обработки морских контейнеров в России ЗАО «Первый контейнерный терминал» находится в Большом порту Санкт-Петербурга (3-й грузовой район). Петербург является крупным транспортным хабом, и служит отправной точкой для логистики по всем направлениям на территории РФ. На территории многопрофильного комплекса осуществляется перевалка и хранение контейнеров, также здесь обрабатываются ж/д составы. Пропускная способность терминала рекордная для нашей страны — 1,25 млн TEU, что вдвое превышает показатели других контейнерных портовых терминалов. Инфраструктура для погрузки, разгрузки, перевалки и хранения контейнеров занимает общую площадь в 89 га. Здесь обрабатывают все виды контейнеров, в том числе с опасными и негабаритными грузами, а также рефрижераторные контейнеры. Важное преимущество этого контейнерного терминала — полностью автоматизированная система управления, позволяющая грузовладельцам отслеживать местоположение груза в любой момент времени.
Вторым после Петербурга по мощности является ПАО «Владивостокский морской торговый порт». Специализированный контейнерный терминал оснащен причалами, общая длина которых составляет 741 м, емкость склада составляет 18 000 TEU. В терминале используется спецтехника для обработки грузов от передовых производителей этого сегмента: контейнерные перегружатели способны перемещать грузы массой до 45 тонн, всего в порту работает 45 мощных и современных кранов. Навигация в районе порта круглогодичная, годовая пропускная способность терминала составляет до 620 000 TEU. Благодаря продуманной системе логистики и развитой портовой инфраструктуре, возможна отправка грузов не только составами, но и повагонно по железнодорожным путям.
Третье место среди морских контейнерных терминалов занимает ООО «НУТЭП» — самый глубоководный в России порт, расположенный у берегов Новороссийска. Контейнерный терминал размещен в Юго-восточной части Новороссийского порта. Глубина у причалов варьируется от 9,6 м до 15 м, емкость контейнерной площадки для обработки и хранения грузов составляет 18 300 TEU. Из этого терминала контейнеры активно отправляются не только по железной дороге, но и автомобильным транспортом: с территории порта обустроен удобный выезд на трассу М–4 «Дон». Терминал был введен в эксплуатацию в 2019 году, а в декабре 2022 года был достигнут рекордный показатель перевалки контейнеров — 64 445 TEU. Налажено регулярное автопаромное сообщение с Турцией, что также отразилось на росте объемов перевалки грузов через порт.