Юго-восточная Азия
Африка
Алжир
Марокко
Тунис
ЮАР
Тайвань
Восточная Азия
Южная Азия
Юго-западная Азия

Портовые терминалы в РФ

Портовые терминалы в РФ

Портовым терминалом называют целый морской порт, предназначенный для работы с определенным видом грузов (контейнеры, наливные грузы, уголь, селитра), или отдельный сегмент морского порта с узкой специализацией.
Как устроен морской терминал

Территория терминала делится на акваторию и сухопутный порт. В акватории располагаются каналы для подхода судов, ремонтные сооружения и прочая сопутствующая инфраструктура, сухопутную часть занимают автомобильные и железнодорожные подъездные пути, причалы, складские сооружения. Чтобы высокие волны не препятствовали процессу разгрузки и загрузки судов, и не влияли на работу транспортного узла, с моря акваторию огораживают путем строительства волноломов и молов. Часто в портовой инфраструктуре молы расширяют и используют в качестве причалов.

По назначению различают оперативную и тыловую части морского портового терминала. В оперативном секторе производится погрузка и разгрузка грузов, в тылу располагаются подъездные пути для автомобильного и ж/д транспорта, гаражи, складские и прочие здания. Помимо площадки для контейнеров, в терминале имеется открытая зона для хранения крупногабаритных грузов, стойких к повышенной влажности. Иногда терминалом называют зону в морском порту, предназначенную для обработки и перевалки определенного типа грузов.
*Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подпишись на рассылку
Чтобы не упустить полезные статьи и важные новости о грузоперевозках!
Контейнерные терминалы России в цифрах и фактах

Ввиду растущей популярности контейнеров как оборотной тары для транспортировки разного рода грузов, большое значение для торговли с другими странами, в том числе с Китаем, имеет развитие инфраструктуры для контейнерных перевозок. Морской контейнерный терминал является буферной зоной, где происходит погрузка и разгрузка контейнеров, а также дальнейшая их отправка для доставки по железнодорожным путям или автомобильным дорогам до конечного потребителя или до следующего транспортного узла.

Самый крупный терминал для обработки морских контейнеров в России ЗАО «Первый контейнерный терминал» находится в Большом порту Санкт-Петербурга (3-й грузовой район). Петербург является крупным транспортным хабом, и служит отправной точкой для логистики по всем направлениям на территории РФ. На территории многопрофильного комплекса осуществляется перевалка и хранение контейнеров, также здесь обрабатываются ж/д составы. Пропускная способность терминала рекордная для нашей страны — 1,25 млн TEU, что вдвое превышает показатели других контейнерных портовых терминалов. Инфраструктура для погрузки, разгрузки, перевалки и хранения контейнеров занимает общую площадь в 89 га. Здесь обрабатывают все виды контейнеров, в том числе с опасными и негабаритными грузами, а также рефрижераторные контейнеры. Важное преимущество этого контейнерного терминала — полностью автоматизированная система управления, позволяющая грузовладельцам отслеживать местоположение груза в любой момент времени.

Вторым после Петербурга по мощности является ПАО «Владивостокский морской торговый порт». Специализированный контейнерный терминал оснащен причалами, общая длина которых составляет 741 м, емкость склада составляет 18 000 TEU. В терминале используется спецтехника для обработки грузов от передовых производителей этого сегмента: контейнерные перегружатели способны перемещать грузы массой до 45 тонн, всего в порту работает 45 мощных и современных кранов. Навигация в районе порта круглогодичная, годовая пропускная способность терминала составляет до 620 000 TEU. Благодаря продуманной системе логистики и развитой портовой инфраструктуре, возможна отправка грузов не только составами, но и повагонно по железнодорожным путям.

Третье место среди морских контейнерных терминалов занимает ООО «НУТЭП» — самый глубоководный в России порт, расположенный у берегов Новороссийска. Контейнерный терминал размещен в Юго-восточной части Новороссийского порта. Глубина у причалов варьируется от 9,6 м до 15 м, емкость контейнерной площадки для обработки и хранения грузов составляет 18 300 TEU. Из этого терминала контейнеры активно отправляются не только по железной дороге, но и автомобильным транспортом: с территории порта обустроен удобный выезд на трассу М–4 «Дон». Терминал был введен в эксплуатацию в 2019 году, а в декабре 2022 года был достигнут рекордный показатель перевалки контейнеров — 64 445 TEU. Налажено регулярное автопаромное сообщение с Турцией, что также отразилось на росте объемов перевалки грузов через порт.
Узнайте стоимость перевозки вашего груза
Увеличение мощности портовых терминалов современными методами

Грузопоток через морские контейнерные терминалы России по сравнению с данными за 2000 год увеличился вчетверо к 2016 году. В период пандемии наиболее популярным методом доставки товаров были морской и железнодорожный транспорт, поскольку автомобильное сообщение по многим направлениям было полностью приостановлено. События ковидного периода дали новый толчок для развития инфраструктуры существующих терминалов с целью повышения их мощности.

При решении поставленной задачи перед инвесторами встает выбор — строить новые порты или проводить модернизацию существующей инфраструктуры, чтобы повысить ее эффективность. Выбор зависит от индивидуальных показателей конкретного порта и от возможностей по перепроектированию его инфраструктуры. Традиционно для повышения мощностей портовых терминалов проектировщики использовали аналитические методы, которые дают слишком большую погрешность ввиду невозможности учитывать множество факторов (поломки оснащения, ухудшение погоды, опоздания судов и прочее). Если не учитывать расписание судов, также можно получить затаривание склада и увеличение времени погрузки и разгрузки, что также является недостатком аналитического метода.

Наиболее результативным способом перепроектирования контейнерных терминалов является современное имитационное моделирование. Пример задачи, решенной данным методом — расширение порта в Новороссийске. При создании имитационной модели удается получить решение, максимально близкое к реальным условиям работы логистического хаба с учетом динамических параметров, таких как ярусность складирования контейнеров, объем грузопотока на экспорт и импорт по сезонам, загруженность технологического оснащения и прочее.

Эффективность работы портовых терминалов напрямую связана с развитием экономики РФ. Поэтому вложение средств в реконструкцию старой и строительство новой портовой инфраструктуры в России является прямой инвестицией в экономическую мощь страны.
свяжитесь с нашим специалистом
Чтобы задать дополнительные вопросы,
ВСЕ УСЛУГИ