Почему на границе меняется ширина колеи
Единый стандарт железнодорожной колеи появился не сразу: вплоть до XIX века строители не занимались обоснованием и стандартизацией этого параметра, и пути укладывали кто во что горазд. В Англии в XIX число железных дорог превышало 70, и почти у каждой была своя ширина колеи.
Когда европейцы начали соединять разные дороги в единую сеть, стало ясно, что перевозить одни и те же вагоны по колее с разной шириной невозможно. Приходилось перегружать груз, затрачивая на это время и трудовые ресурсы, что было неудобно и дорого. В итоге была признана необходимость перехода на единые размеры и в 1830 году Стефенсон построил первую в мире железную дорогу, по которой ездили только паровые машины, и ширина колеи путей составила 1435 мм. Этот формат и стал общепринятым в Европе. Сегодня колея 1435 мм соблюдается на ж/д путях по всей Европе, за исключением стран СНГ, Финляндии, Прибалтики, Португалии и Испании.
В XIX веке в России для всей страны был принят единый стандарт ширины колеи, который составлял 1524 мм. Есть несколько мнений, почему российская колея, вторая в мире по протяженности, имеет длину больше, чем европейская. По первой версии император Николай I преследовал цель исключить проезд поездов из Европы по российской дороге в случае войны, поэтому приказал сделать дорогу шире. По другой версии, инженеры хотели сделать составы более устойчивыми, поэтому расширили колею.