Согласно статистическим данным, более 40% международных коммерческих сделок осуществляется на условиях FCA, что означает Франко-перевозчик. Этот базис подразумевает, что продавец освобождает товар от экспортных пошлин и передает его перевозчику, не включая расходы на фрахт в стоимость продукции. Покупатель, в свою очередь, принимает товар и берет на себя все обязательства по оформлению импортных документов и уплате ввозных пошлин и акцизов.
Основные принципы поставки товаров по FCA
Продавец передает товар перевозчику, которого выбирает покупатель. Ответственность продавца за сохранность груза заканчивается в тот момент, когда товар оказывается в ведении перевозчика.
Место передачи груза: Передача может происходить как в помещении (на складе, в магазине или на производственной базе продавца), так и на другой площадке (например, в терминале транспортной компании). Выбор места передачи товара играет важную роль, так как от него зависит порядок погрузочных работ. Если погрузка осуществляется в помещении продавца, последний несет ответственность за организацию этого процесса.
Цена товара FCA: Стоимость товара включает в себя себестоимость продукции, затраты на экспортное оформление и сборы на таможне в Китае. Расходы на доставку не входят в цену FCA, и в базисном договоре она не указывается.
Право собственности на продукцию: Право собственности на товар переходит к покупателю после подписания сторонами акта приема-передачи.
Пункт назначения: Пунктом назначения может выступать порт, аэропорт или транспортный терминал. Согласно нормам Инкотермс, отправить товар на железнодорожную станцию или на адрес в населенном пункте в рамках базиса Free Carrier нельзя.
Ответственность за риск утраты груза: Риск утраты груза в процессе доставки полностью лежит на покупателе.
Предоставление информации: Поставщик обязан предоставить всю необходимую информацию для импортного таможенного декларирования товара. В свою очередь, продавец должен сообщить поставщику данные о транспортном средстве, которое будет использовано для доставки груза.
Преимущества использования FCA в международных перевозках Базис поставки товаров Free Carrier значительно упрощает организационную работу для покупателей китайской продукции и помогает сократить расходы:
Отсутствие экспортного таможенного оформления: Продавец не занимается экспортным таможенным оформлением и не платит пошлины экспорта, что значительно снижает его расходы.
Выгодная поставка от нескольких продавцов: Покупатель может заключить сделки с несколькими поставщиками и использовать для перевозки всех товаров одно транспортное средство или одну цепочку из нескольких видов транспорта, что также приводит к снижению затрат.
Выбор перевозчика: Для клиентов с поставкой в формате FCA транспортные компании предлагают выгодные тарифы, что делает процесс доставки более привлекательным.
Преимущества базиса Free Carrier для продавцов:
Завершение обязательств: Обязательства поставщика завершаются после погрузки продукции на транспортное средство перевозчика.
Отсутствие ответственности за выгрузку: Продавец не отвечает за процесс выгрузки товара, что значительно упрощает его работу.
Быстрая экспортная очистка: Экспортная очистка для китайских производителей осуществляется по стандартному алгоритму и занимает минимальное время, что значительно ускоряет процесс.
Варианты расчета: Можно выбрать удобный вариант расчета по сделке: предоплата, постоплата или аккредитив.
Чтобы не упустить полезные статьи и важные новости о грузоперевозках!
РАБОТАЕМ ТОЛЬКО С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Изменения в Инкотермс 2020 В Инкотермс 2020 были внесены важные изменения, которые упростили процесс получения оплаты товара продавцом после его погрузки на транспортное средство. В период действия Инкотермс 2010 при использовании банковского аккредитива и доставке груза морем в контейнеровозе возникали сложности с оплатой. Продавец не мог забрать деньги, которые покупатель уже поместил на банковский аккредитив. Чтобы банк дал продавцу возможность получить причитающиеся средства, требовалось предъявить коносамент с отметкой «на борту» (on board). Однако транспортные организации часто не предоставляли в банк необходимый документ. Чтобы избежать сложностей в расчетах, стороны сделки использовали условия поставки FOB, согласно которым перевозчик обязан поставить на коносаменте отметку о приеме груза. С принятием Инкотермс 2020 покупатель может обязать перевозчика передать продавцу коносамент с необходимой бортовой отметкой. Это новшество исключает задержки в получении продавцом оплаты за фактически отгруженный товар.
Процесс оформления и доставки грузов по FCA По стандарту базиса Free Carrier процесс поставки товара из Китая в Россию включает следующие этапы:
Заключение договоров: Поставщик продукции в Китае и покупатель в России заключают базисный договор о поставке FCA и договор купли-продажи (ДКП). В ДКП указываются условия оплаты и перехода права собственности на товар, а также его стоимость. Базисный договор определяет основные условия поставки.
Экспортное таможенное оформление: Продавец обеспечивает полное экспортное таможенное оформление товара и предоставляет полный пакет документов: накладные, инвойсы, сертификаты, лицензии, путевые листы.
Передача груза: Происходит передача груза перевозчику. Место погрузки (помещение или терминал перевозчика) и ответственность сторон за погрузочные работы определены условиями сделки.
Получение оплаты: Поставщик получает полный расчет за поставленный товар в соответствии с контрактом.
Доставка: Перевозчик осуществляет доставку груза согласно договору, заключенному с продавцом. Поставка может осуществляться выбранным видом транспорта (морским, автомобильным, железнодорожным, воздушным) или с использованием комбинации ТС разного типа.
Выгрузка: Товар выгружается в конечной точке маршрута.
Приемка: Покупатель или его законный представитель принимает товар и подписывает соответствующие документы.