Контейнеровозы — виды
и характеристики

Узнайте стоимость перевозки вашего груза
*Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
РАБОТАЕМ ТОЛЬКО С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Растущая деятельность в области контейнерных перевозок вызвала потребность в создании специальных судов, которые обеспечивают безопасное крепление и перемещение контейнеров. Рассказываем про основные виды контейнеровозов и их особенности.
Определение контейнеровоза

Грузовые судна, которые перевозят ISO-контейнеры. Их длина может достигать 400 метров, а вместимость варьируется от 250 до 18000 TEU (Один TEU эквивалентен полезному объёму стандартного 20-футового контейнера).

Экипаж судна состоит как правило из небольшого количества человек, от 10 до 30, поскольку управление кораблем автоматизировано. Развитие современных судов такого типа восходит к 60-м годам, когда получили распространение стандартизированные контейнеры.

Все подобные корабли объединяет ряд особенностей, например, контейнеры крепятся к судну посредством специальных замков «твистлоков», которые расположены в нижних углах каждого яруса. Максимальное количество ярусов определяется доступностью обзора из капитанской рубки.
*Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подпишись на рассылку
Чтобы не упустить полезные статьи и важные новости о грузоперевозках!
РАБОТАЕМ ТОЛЬКО С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Виды контейнеровозов

Большинство подобных судов перевозят стандартизированные контейнеры ISO — их размер составляет 20 или 40 футов в длину, 8 – 9 в ширину и высоту. Существуют и другие типы стандартизации, но они применяются значительно реже. Про типы контейнеров мы рассказывали ранее в статье "Типы контейнеров для перевозки грузов".

Мы подробней остановится на разновидностях самих судов контейнеровозов. Международная классификация разделяет корабли по разным классам, по основанию вместимости в единицах TEU.

  • Handysize, Handymax, Feeder, Sub-Panamax — от 260 до 4000 TEU.
  • Punmax — класс контейнеровозов, вместимостью 4000 — 7000 TEU. Он появились в 80-х годах, такие корабли долгое время считались крупнейшими контейнеровозами, их размер на тот момент был ограничен шириной шлюзов Панамского канала. Такие корабли достигают в ширину 32,3 метров, а их длина составляет 294,1 метр.
  • Post-Panamax — могут перевозить 7000—13000 TEU. Такой тип морских контейнеровозов получил развитие после того, как появились новые морские пути перевозок, в обход Панамского канала. На сегодняшний день такой тип судов составляет 30% мирового торгового флота.
  • E-Class — способен перевозить до 19 000 единиц TEU. Предельные размеры этих судов определяет проходимость Суэцкого канала. В длину этот проход достигает 163 метров. Суэцкий канал не имеет морских шлюзов. Его ширина может сужаться до 80 метров, а в максимально проходимые периоды составляет 135 метров.
  • Triple и Post-Triple E-Class — это класс самых больших контейнеровозов. Их вместимость может превышать 21000 TEU. Однако таких судов очень мало — на крупнейшей морской торговой линии датской компании Maersk работают всего 15 таких кораблей.
Самый большой контейнеровоз в мире принадлежит корейской компании Samsung Heavy Industries. Длина MSC Gülsün достигает 400 метров, а вместимость составляет 23 756 TEU, что эквивалентно 513 130 тонн.

Всего в составе мирового торгового флота, работают 350 судов, способных перевозить грузы больше 11 000 TEU.
Особенности контейнеровозов

Общей чертой для всех типов контейнеровозов являются направляющие крепления, расположенные по всему трюму, они позволяют зафиксировать груз вертикально. Также существует ряд других особенностей.
Конструкция судна

Устройство подобных судов спроектировано с учетом необходимости обеспечить максимальный коэффициент раскрытия палубы, т.е. возможность устанавливать грузы над крышкой трюма.

У современных моделей этот показатель может превышать 85%.

Для этого иногда жертвуют разгрузочным механизмом на палубе, что усложняет разгрузку в порту, поэтому такое решение подходит только судам вместимостью в районе 400 TEU. Такие корабли иногда называют фидерными, их особенность в том, что они часто заходят в порт и не требуют строительства терминала для разгрузки.

Однако чем больше груза будет размещено на палубе, тем сложнее обеспечить его устойчивость во время плавания. Для этого устанавливаются стальные стойки, которые фиксируют штабеля контейнеров, скрепляя ярусы. На крупных контейнеровозах может располагаться по 13 рядов, по 4-5 ярусов в высоту.

Устойчивость самого судна во время плавания — одна из главных конструкторских задач, при проектировании контейнеровоза. Определенная высота борта (больше 8 метров) позволяет добиться лучшей защиты груза от воздействия морских волн.

Чаще всего дно контейнеровоза спроектировано так, чтобы топливные баки и балластные танки расположены в шахматном порядке. Это позволяет повысить устойчивость судна. Также при этом учитывается дедвейт (определяется водоизмещением судна) и расход топлива при полной загруженности.
Автоматизация корабля

Специфичной особенностью контейнеровозов является система автоматизации. На таких судах применяются грузовые компьютеры, поскольку необходимо тщательно планировать загрузку, рассчитывать вместительность, контролировать совместимость креплений, следить за целостностью корабля.

Сейчас появляются небольшие контейнеровозы, которые способны совершать короткие рейсы без участия экипажа. Однако для работы огромных транспортников команда из специалистов на борту по-прежнему необходима.
Терминалы для обслуживания

Для разгрузки больших контейнеровозов в портах строят отдельные терминалы. Это огромные комплексы, со своей логистикой. В них также многие процессы автоматизированы, например применяются беспилотные транспортники для перевозки контейнеров. Это позволяет ускорить время обслуживания и повысить безопасность рабочих в доках.

Разгрузка и загрузка контейнеровозов происходит благодаря грузоподъемным кранам, если их несколько, между их операторами установлена связь для оперативной реакции в случае опасности. Большинство процессов в терминалах подчинено стремлению оптимизировать и сократить время обслуживание кораблей.
Чтобы задать дополнительные вопросы,
свяжитесь с нашим специалистом
*Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
РАБОТАЕМ ТОЛЬКО С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
ВСЕ УСЛУГИ